Иркутск

Балтийская коса: там, где вечно дремлет тайна

Балтийская коса, дюны, море

Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.

Сергей Есенин

Балтийская коса, в отличие от Куршской, отделена от остальной России водой, Калининградским заливом, плавно переходящим в Балтийское море. Также Балтийская коса - это самая западная часть России, практически край света для наших соотечественников, не имеющих загранпаспорта. Оторванность от большой земли, атмосфера разрушенности и запустения наводят во время прогулки по косе на меланхоличные размышления. Нередко появляется чувство неизведанного, скрытого, стираемого из памяти времени, и тогда возникает неподдельный интерес не просто путешественника, но и исследователя, удовлетворить который может быть сколь приятно, столь же и опасно.

И раз уж Балтийская коса не имеет с остальной Россией сухопутной границы, у туриста может сложиться обманчивое впечатление, что, мол, попасть на неё должно быть даже сложнее, чем на Куршскую косу, но это вовсе не так. Ежедневно с утра до вечера каждые два часа до Балткосы и обратно ходит паром. Плыть на нём придётся всего лишь пять минут. Паром возит как людей, так и некоторый транспорт: личные автомобили, велосипеды. Забегая вперёд, упомяну, что дороги на косе очень даже неплохие (см. фото), а вот ездить по ним практически некому. Место здесь довольно уединённое, спокойное, тихое. Суета городской жизни до Балтийской косы не добралась, и вряд ли в обозримом будущем доберётся.

Мифы и реальность: чего не стоит бояться путешественнику

Говорят, что на Балтийскую косу не ездит ни полиция, ни скорая помощь, а ещё здесь гоняют на машинах в пьяном виде, много бродячих собак, людей практически нет, зона отчуждения, легко заблудиться и вообще сплошные ужасы, вследствие чего туристу прямо-таки лучше воздержаться от посещения этого места, а уж самостоятельная поездка вообще сродни подвигу сумасшедшего. Так это или нет? Я прогулялся примерно на четыре километра вглубь по обеим сторонам косы - не много, но и не мало, с этого и по пунктам.

Нет полиции и скорой? Эти службы я действительно не наблюдал, но, честно говоря, не вижу большой проблемы, чтобы в случае какого-либо ЧП они могли бы добраться до Балткосы на том же катере. Телефонная связь работает. И в чём здесь тогда существенное отличие между косой и какой-нибудь деревенькой в Подмосковье?..

Пьяные гонщики? Несколько машин мимо меня проезжало во время прогулки вдоль Калининградского залива. Запредельной скорости не наблюдалось, какого-то неадекватного поведения от водителей тоже. Сбитых пешеходов на дороге не обнаружено.

Много бродячих собак? Собак за 6 часов мне встретилось три. Одна с хозяином на берегу Балтийского моря, одна у складов со стороны Калининградского залива - в ошейнике, немного со мной погуляла, на предложенную сушку отреагировала высокомерно и осталась греться на солнышке, третий зверь проводил свой досуг у причала, выпрашивая еду и виляя хвостом. Пожалуй, только его можно записать в бродячие, да и то, наверняка, эту собаку здесь все знают, и опасности она не представляет. Территория-то обособленная, новым жителям полагается либо рождаться на Балткосе, либо приезжать на пароме, а бродячие собаки на паромах не ездят.

Нет людей? Сразу же на причале нас встречает небольшой посёлок под названием Коса, магазин, кафе, велопрокат. Если отправиться направо к Балтийскому морю и не уходить на километры вперёд, люди будут: и туристы, и немало рыбаков, и местные жители. Но вот нацеливаясь вглубь косы стоит действительно подготовить себя к дефициту населения (кому-то это минус, а кому-то наоборот плюс), хотя тут и там встречаются уютные места для пикников, которые, уверен, в летнее время не пустуют.

Зона отчуждения? Чисто визуально, особенно если идти вдоль Калининградского залива, очень похоже. Полуразрушенные здания, заросшие травой и деревьями, пустынные широкие дороги и убаюкивающее пение птиц неподалёку. Очень колоритная обстановка, напоминающая "Сталкера" Тарковского. И отсутствие людей для более полного погружения в неё только на руку. Кого-то пугают подобные пейзажи, а кого-то, как меня, наоборот успокаивают и наводят на всякие философские рассуждения.

Легко заблудиться? Учитывая географические особенности косы, тотально заблудиться здесь наоборот трудно. Достаточно выйти к воде, а она здесь едва ли не всюду. Виден противоположный берег? Значит, это Калининградский залив, идти налево. Не видно берега, а ещё под ногами длиннющий песчаный пляж? Значит, это Балтийское море, идти нужно направо. Конечной точкой в обоих случаях будет посёлок Коса и пристань. Разумеется, наличие GPS в телефоне очень сильно облегчит навигацию по Балткосе. Наибольшее количество тропинок показывает Яндекс-карта, однако некоторые дорожки (пусть и не особо важные) можно найти только на карте Гугла, ДубльГис же здесь практически бесполезен.

Как добраться до Балтийской косы?

Сначала едем в Балтийск, потом на пароме на косу. В любом случае, при планировании поездки нужно ориентироваться на расписание паромов. Оно таково:

  • Из Балтийска
    07:20, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 20:00, 21:30
  • Обратно
    07:30, 10:10, 12:10, 14:10, 16:10, 18:10, 20:10, 21:35

Паром "Нида" на Балтийскую косу "Автомобили буквально всё заполонили..."

Плыть на пароме 5-10 минут. Стоимость проезда - 70 рублей. За велосипед добавите ещё 30 рублей, перевозка обычного легкового автомобиля - 600 рублей (нужно ли доплачивать за пассажиров не знаю). На пароме помещается где-то 10-15 автомобилей. Приоритет по заполняемости, понятно, отдаётся обычным пассажирам. Билет действует в оба конца, точнее - на обратном пути его просто не проверяют.

Расположена паромная переправа в километре от железнодорожного вокзала Балтийска, к которому приезжают автобусы. Идти 10-15 минут.

Билетная касса на паром находится непосредственно перед проходом к судну, покупка билета времени практически не отнимет, так что приходить заранее смысла нет.

Место расположения паромной переправы

[Говорят, что в летний период на косу ещё ходит пассажирский катер, и расписание у него более гибкое. Подтвердить или опровергнуть эту информацию не могу, в марте катер мне точно не встречался.]

До Балтийска ехать нужно на автобусе. Единственная электричка от Калининграда отправляется в Балтийск только вечером (в 18-00), а в обратную сторону только утром (в 6-38), это может устроить разве что при размещении в Балтийске на ночь. А вот с автобусным сообщением полный порядок.

  • Из Калининграда нужен автобус №107. С раннего утра он отправляется от автовокзала каждые 20-30 минут. На паром в 7-20 поспеть никак не получится, а вот на десятичасовой отлично подходит автобус, стартующий из Калининграда в 8-10. Ехать 1 час 20 минут. Цена билета 110 рублей. Маршрут частично идёт по городу, так что при желании на №107 можно сесть и не на автовокзале.

    В обратную сторону автобусы №107 ездят каждые полчаса (+/-) вплоть до половины десятого, это значит, что паром, на который опаздывать нельзя отплывает с Балтийской косы в 20-10.

  • От Светлогорска в Балтийск идёт автобус №587. Здесь уже нет отправления каждые 20 минут, зато первый рейс в 5-20 утра от "Светлогорска-1" отлично позволяет успеть на первый же паром до Балтийской косы. Автобус едет сквозь Светлогорск, так что на него нет необходимости садиться на конечной. В статье о Куршской косе расчётной остановкой был "Светлогорск-2", пусть он остаётся таковой и здесь, единственно, ехать нужно в другую сторону. На "Светлогорске-2" утренний автобус будет в 5-26. Расчётное время поездки 1 час 25 минут.

    Остановка автобуса №587 в сторону Балтийска

    Следующий рейс уже в 11-21, он может сгодиться только на крайний случай, поскольку подвозит нас лишь к парому на 14-00. Поздновато, хотя даже этот вариант позволяет провести на Балтийской косе 4 часа.

    [Рейс №587 в 08-21, позволяющий попасть на десятичасовой паром, в одних источниках указан, а в других нет. Оставлю под вопросом.]

    Обратный вариант пути до Светлогорска всего один, однако он едва ли не идеален. Тот же автобус №587 в 19-00. Соответственно, паром, который упускать нельзя уходит в 18-10. Расчётное время попадания на остановку "Светлогорск-2" - 20-23.

В Балтийске конечная для автобусов - железнодорожный вокзал.

Несколько фотографий Балтийска

Отправляясь на Балтийскую косу, я планировал погулять час-другой и по Балтийску, но, как оказалось, в городе делать по большому счёту нечего. Самая интересная достопримечательность, цитадель Пиллау, закрыта для посещений, а почти всё остальное так или иначе встретится по дороге к паромной переправе.

Проспект Ленина и какой-то лысый мужчина с поднятой рукой вдалеке Мемориал Великой Отечественной войны А там крепость-цитадель Пиллау, внутрь не пустят Музей Балтийского флота На воскресном гулянии эта штуковина стреляла Штатских сравнительно мало Петр I на фоне Балтийского маяка

Прогулка по Балтийской косе

А сейчас предлагаю вместе со мной прогуляться по Балткосе: сначала по берегу Калининградского залива, заглянуть в заброшенные ангары и башни, а потом вернуться обратно по берегу Балтийского моря через дюны, уникальную флору и разрушенный форт XIX века. Фотографий набралось слишком много для статьи, т.ч. пришлось резать количество едва ли не со слезами на глазах. Возможно, в полном объёме архив впоследствии появится на странице Вконтакте. Снимки за небольшим исключением идут в хронологическом порядке, для съёмки использовался фотоаппарат (насколько хватило его памяти) и телефон, отсюда различие в качестве и цветопередаче.

Начинается прогулка от пристани, на которой мы попадаем в посёлок Коса, входящий административно в состав Балтийска. Это одно из двух жилых поселений на российской части Балткосы, ещё есть посёлок Рыбачий, он находится на несколько километров дальше вдоль побережья Калининградского залива.

Посёлок Коса Здесь был фонарь

Едва ли не сразу замечаем первый ангар немецкого военного аэродрома Нойтиф, построенного в конце 1930-х.

Ангар аэродрома Нойтиф Лестница на второй этаж до сих пор в хорошем состоянии

Деревья вволю растут даже на втором этаже.


На втором этаже

В следующем здании аэродрома менее живописно.

Другое здание аэродрома

Единственное, что осталось от Нойтифа в довольно-таки неплохом состоянии. Кто-то этот дом занимает и по возможности за ним следит. Любопытно - по праву или самовольно?

Не всё разрушили

Дальше вдоль набережной Калининградского залива встречается ещё несколько полуразваленных ангаров.

Всё ещё ангары аэродрома Нойтиф

Проводник, он же верный спутник, шествовавший впереди около километра. От любезно предложенной сушки отказался, после чего вскоре сошёл с маршрута, оставшись греться на солнце.

"Человек собаке друг, это знают все вокруг..."

Всё что можно растащили, но здание стоит, напоминая старинный форт. А это лишь ещё один ангар Нойтифа.

Трава прорывается внутрь и через двери, и через окна Каждый увидит на этом фото что-то своё

Лестница хорошая, но перил нет. А на самом верху ещё не будет и боковых опор.

Лестница в небо На высоте пятого этажа без перил и рамок уже не так комфортно

Но подняться на самый верх всё же интересно...

"Мне сверху видно всё, ты так и знай..." Прекрасный вид на Калининградский залив Крыша поехала Автопортрет наверху башни (не зря же забирался) Лестница, более похожая на горку (будьте аккуратны!)

Склады-землянки позади ангаров. Или это бомбоубежища?

Загадочно снаружи А внутри всё скромно

Последний ангар.

На верхушку этой башни пока ещё можно залезть И этой тоже, но смотрите под ноги Совсем рядом коттеджи для туристов, только туристов пока нет, не сезон Стена хороша даже в таком состоянии Кусок крыши легко может упасть на голову

Калининградский залив, чистая водичка, тишина, ясная погода, лёгкий ветерок... Ещё бы температуру на десять градусов повыше, чтобы искупаться...

Калининградский залив, камни тут не везде, встречается и песок Чистая водичка

Дальше основная дорога уходит от воды, и взору открывается огромная пустота взлётных полос, окаймлённая дикой природой.

Ещё не так давно здесь ездили самолёты

Ещё немного прогулявшись вглубь косы, сворачиваем на тропинку, следующую перпендикулярно - в сторону Балтийского моря, о ней знает только карта от Яндекса.

Об этой тропинке Яндекс знает, а Гугл нет А здесь всё наоборот, но стратегически эта дорога менее важна

А вот и дюны, по которым в отличие от Куршской косы, можно ходить. [С дюнами поаккуратнее - хорошо бы не навредить ни природе, ни себе.] Позади уже выглядывает Балтийское море.

Флора дюн И никакой битвы за арахис

Здесь отчего-то вспоминается стихотворение Лермонтова "Три пальмы":

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.

На берегу Балтийского моря из-за дюн у кромки наc неожиданно поджидает немецкий бункер. Он практически полностью засыпан песком.

Руины немецкого бункера

Прогулка продолжается вдоль Балтийского моря. А какая прогулка вдоль моря без сбора янтаря?.. Его на этом пустынном берегу мне встретилось гораздо больше, чем на Куршской косе. Главное, не путать янтарь с кусочками кирпича, которые по понятным причинам на берегу встречаются нередко. Подробнее о янтаре читайте в конце заметки о Куршской косе: как и где найти, как отличить и т.д.


Балтийское море В поисках янтаря Это найдено буквально за 15 минут Балтморской барашек

[Увлёкшись сбором янтаря, я опоздал на паром в 16-10. Сказал бы, что не стоит повторять моей ошибки, но она в итоге обернулась лишь на пользу, позволив в своё удовольствие погулять вдоль берега моря, собрать ещё немного янтаря (это, похоже, неизлечимо) и внимательно осмотреть форт. Так что, ошибайтесь почаще.]

Ненадолго удаляемся в сторону жилых поселений.

Сколько найдено, но сколько и осталось скрытым?

И обратно к Балтийскому морю и разрушенному немецкому форту "Западный", история которого уходит в далёкие 1860-е года. Гуляя по форту, не забывайте смотреть себе под ноги, поскольку имеются опасные ямы. У стен немецкой крепости облюбовала себе место целая стая лебедей. К сторонним наблюдателям они относятся довольно спокойно и привычно.


Форт "Западный" Наверху полно сюрпризов Они сошлись: трава и камень Добраться сюда, не промочив ноги, можно только прыгая по камешкам

Между тем мы вернулись к посёлку Коса и пристани. Балтийск совсем рядом.

Снова посёлок Коса Чем не парковка для катера? До Балтийска, кажется, рукой подать

Такая вот получилась прогулка, показывающая, что самостоятельного путешествия на Балтийскую косу бояться нечего. Запланировать его легко, а осуществить проще простого. Здесь нет официальных туристических маршрутов и автобус на косу не ездит, зато ходить можно везде, а внушительный контраст между побережьями Калининградского залива и Балтийского моря позволит при желании совершить за одну прогулку целых два различных путешествия.

После поездки на Балтийскую косу обязательно посетите и косу Куршскую, заметка о которой тоже есть на сайте. В этой статье информация о достопримечательностях Калининграда. А вот здесь рекомендации по выбору недорогого хостела в Калининграде.

На этом всё. Информация актуальна на апрель 2017 года. Спасибо за внимание!

Комментарии

На Балтийскую Косу и скорая, и полиция добирается на дополнительном пароме, который ходит вне расписания, если в этом есть необходимость... Сама видела во время репетиции ко Дню ВМС.
Спасибо за такую интересную статью и фото!

Пожалуйста! Эх, и самому захотелось вернуться...

Спасибо. Статья очень четкая и интересная! Отлично пишете!

Пожалуйста! Приятно.

Добавить комментарий