Туристический маршрут специально для тех, кто приехал в Воронеж всего на день или же имеет всего сутки для целенаправленной прогулки по городу. Маршрут затрагивает почти все достопримечательности, он последователен и в зависимости от количества... Читать далее
Самостоятельная поездка в Сочи: бытовые вопросы
Так уж получилось, что в Сочи я первый раз полноценно побывал относительно недавно. Эта поездка была сопряжена с некоторыми вопросами и неясностями, ответы на которые в интернете удалось найти не все или не полностью.
Решил в итоге скомпоновать в данной заметке более-менее важные нюансы, полезные при самостоятельной поездке в Сочи.
Топография, география
Здесь обычно путаница начинается уже на этапе бронирования жилья, продолжается на отдыхе и не всегда заканчивается с отъездом.
Согласно нынешним реалиям, город (он же городской округ) Сочи делится на четыре внушительные части — это Адлерский, Лазаревский, Хостинский и Центральный районы. Т. е. формально Лазаревское — это Сочи; Адлер, Лоо, Хоста или Кудепста — тоже Сочи.
До 1961-го года городом Сочи считался нынешний Центральный район. Его же и сейчас большинство жителей и туристов подразумевает под городом Сочи. А комплекс четырёх вышеуказанных районов называют Большим Сочи. Но это только в народе. Официально никакого Большого Сочи нет, только просто Сочи. Что жутко неудобно.
На практике. Предположим, садясь в автобус в Адлере, вы спрашиваете, едет ли он в Сочи? Вас все поймут правильно, подсказав нужную информацию, и уж точно не ответят, что вы и так находитесь в Сочи.
Но если вы планируете съём жилья или бронируете столик в ресторане, то ситуация иная. Место, адрес которого в объявлении обозначен как «Сочи, улица такая-то», может оказаться в десятках километров от реального города. Здесь лучше лишний раз перестраховаться и найти интересующий объект на карте.
Далее в данной заметке (и возможных последующих) я буду придерживаться «народной» версии названий, если Сочи — это Центральный район, если Большой Сочи — это весь городской округ.
- Парочка полезных географических нюансов:
-
Аэропорт «Сочи» находится не в Сочи, а в Адлере. А вот железнодорожный вокзал «Сочи» — уже в Сочи. Но в Адлере тоже есть свой железнодорожный вокзал, причём неподалёку от аэропорта, называется он «Адлер».
-
Олимпийский парк Сочи находится в посёлке Сириус, который раньше входил в состав Большого Сочи, а теперь уже нет. Вокзал местный носит название «Имеретинский курорт», и это название вам будет встречаться гораздо чаще, чем Сириус.
Транспорт
Сразу же совет: обязательно скачайте на телефон последнюю версию приложения Яндекс карты (далее ЯК), включающую транспорт, и подключите/оплатите мобильный интернет на время поездки, чтобы за этим транспортом можно было следить. [Вероятно, подойдёт и 2gis, но я этой программой уже лет 10 не пользуюсь; не знаю как она сейчас в работе.] Это сэкономит вам много нервов, времени и, возможно, денег. Дальше объясню почему.
В Большом Сочи основных видов транспорта два — автобусы с маршрутками, которых много, и электрички или поезда, которых мало, но удобное расписание это компенсирует. Вроде бы, всё здорово, однако без ложки дёгтя не обошлось.
Маршрутов местных автобусов целая россыпь, и в них легко запутаться. На помощь придут ЯК или коммуникации с местными жителями. Расписание, обозначенное на остановках и даже продублированное в ЯК, соблюдается не всегда. Какой-то рейс может просто не прийти, а за ним не прийти ещё один, что довольно критично на отдалённых от центра маршрутах, особенно рано утром или поздно вечером.
Помогут ЯК, позволяющие следить за транспортом в реальном времени, и, соответственно, если автобуса на карте нет, не ждать его, а искать альтернативу. GPS-датчиками оборудованы не все маршруты, но, по моим наблюдениям, процентов девяносто.
Оплата проезда в автобусе
За проезд в автобусах и маршрутках оплату принимает водитель. Вследствие чего вход в салон предполагается только через переднюю дверь. Платить можно наличными или безналом (картой, телефоном и пр.). За мои 15-20 поездок терминал оплаты не работал только один раз. В этом случае — или наличные, или обратно на остановку.
Людей в автобусах достаточно много. При входе будьте готовы, что банковскую карту у вас могут выхватить из рук, чтобы «прокомпостировать» и впоследствии отдать обратно. Иногда просто нет возможности это сделать самостоятельно.
Чеки, они же билеты, печатаются, но не выдаются на руки. Спустя какое-то время водитель отрывает весь этот моток бумаги и выбрасывает. Мне в руки вручили билет только дважды — на одном и том же маршруте 105С, который проходит аэропорт. Полагаю, можно попросить всё же «обилетить» себя при необходимости, но в таком случае скорее всего получите со своим билетом и весь остальной моток.
Стоимость проезда зависит от дальности поездки. По безналу на октябрь 2023 давали скидку 10%. Проезд по Адлеру стоил мне 32,4 рубля (36 рублей если платить наличными), поездка из Кудепсты в Сочи обошлась мне в 61,2 рубля (68 если наличными). На Красную Поляну из Адлера — в районе двухсот рублей и более (зависит от маршрута).
Учитывая, что билеты на руки всё равно не дают, можно смело хитрить, называя при входе одну из ближайших остановок, сориентироваться помогут ЯК. Отмечу, правда, что я жил в Кудепсте и ездил в основном по Адлеру. На маршрутах в Сочи, возможно, ситуация не такая очевидная.
Оплата за проезд в автобусе проводится не сразу, а когда кассовый терминал подключат в сеть. Это может случиться к вечеру, а может и на следующий день. Поэтому сразу же проконтролировать, списана ли правильная сумма, не получится. Разве что, у вас хорошее зрение и есть возможность взглянуть на экран терминала перед тем, как прикладывать к нему карту.
У меня в итоге лишь пара оплат вызвала небольшие вопросы. Но тут даже после получения выписки по карте проверить цену сложно, поскольку актуальную тарифную сетку по автобусам даже в интернете найти проблематично.
Можно ли в таком случае оплатить проезд картой, если на ней нет денег? Можно, но только до первого безуспешного запроса на фактическое списание. Потом данную карту заблокирует местная транспортная программа (не банк), и оплата проходить уже не будет.
Электрички и поезда
За скобками оставим плацкарт и туристические поезда, с ними всё понятно. Речь про Ласточки. Классических электричек в Большом Сочи нет.
Визуально ласточки-поезда от ласточек-электричек не отличаются. На вокзальном табло тоже каких-то различий не видно. При необходимости уточнить статус состава можно либо на вокзале, либо, например, на сайте РЖД (как делал я) — на электрички там оформить билет нельзя, но сами они в расписании присутствуют.
Зачем вообще отличать поезд-ласточку от ласточки-электрички? Самое существенное — купить билет на поезд можно только через кассы вокзала или интернет, не позднее чем за 15 минут до отправления. На электричку билеты есть и в кассах, и у кондукторов прямо перед посадкой у дверей вагона или даже внутри. Такой маленький неучтённый нюанс может стоить нескольких часов ожидания или даже загубленного дня.
В поезде рассадка по местам, по факту билетов может просто не быть, в электричках вместимость безлимитная.
Стоимость проезда примерно равная (сравнительно высокая, учитывая скромные расстояния), но на поезд всё же чуть выше. Для примера билет на электричку от станции Известия в Адлере до Розы Хутор обошёлся мне в 305 рублей, ехать 40 минут, 3 остановки. От Сочи до Хосты — 90 рублей, это 20 минут, 2 остановки.
Ориентирование на местности и навигаторы
Если планируете пешие прогулки, навигатор на смартфоне пригодится однозначно. Но учитывая местную гео-специфику, нужно быть готовым, что путь порой будет проложен по обочине или весьма подозрительным «деревенским» закоулкам, где и дороги-то не различить.
Несколько раз Яндекс-навигатор предлагал мне перейти проезжую часть без светофора или зебры, а Organic Maps в ответ закладывал причудливые и продолжительные виражи на обход. В общем, «доверяй, но проверяй».
В целом пешеходные дороги в Адлере и окрестностях весьма неважнецкие. Удобная обувь для них будет очень кстати.
Перед поездкой в Сочи я думал, что в крайнем случае всегда смогу выйти к морю и прогуляться до Адлера или обратно пешком по пляжу, но так здесь не получается.
Частные пансионаты, санатории и гостиницы обильно оккупировали прибрежную зону, поставили заборы и шлагбаумы. В пределах центральных набережных (Адлера, Сочи, Имеретинского курорта) этого нет или присутствует сквозной проход, а вот далее уже свободно не погулять. Есть локальные выходы к морю, дорожки даже присутствуют, но рано или поздно натыкаешься на ограду и приходится идти назад.
Прочее
Цены на продукты
Тут всё просто. Что в Сочи, что в окрестностях в обилии присутствуют супермаркеты Магнит, также есть Пятёрочки, Фикспрайсы, пару Перекрёстков видел. Цены в них как и везде по России, товары плюс-минус те же. Из фастфуда в наличии Бургеркинги, KFC, Вкусноиточки и пр.
Курортный сбор
Формально он есть, это 50 рублей за ночь проживания вне зависимости от сезонности. Причём не только в Большом Сочи, но и во всём Краснодарском крае.
Курортный сбор не входит в стоимость проживания. Взимает его объект размещения с обязательством предоставить соответствующий документ об оплате. Закон позволяет погасить курортный сбор в любой день проживания.
Это в теории... По факту я с данным сбором так и не столкнулся — ни в Адлере, ни в Краснодаре, хотя жил в гостиницах.
Добавить комментарий