Флаг Беларуси

Самостоятельная поездка в Сочи: бытовые вопросы

Город: 
Сочинская набережная

Так уж получилось, что в Сочи я первый раз полноценно побывал относительно недавно. Эта поездка была сопряжена с некоторыми вопросами и неясностями, ответы на которые в интернете удалось найти не все или не полностью.

Решил в итоге скомпоновать в данной заметке более-менее важные нюансы, полезные при самостоятельной поездке в Сочи.

Топография, география

Здесь обычно путаница начинается уже на этапе бронирования жилья, продолжается на отдыхе и не всегда заканчивается с отъездом.

Согласно нынешним реалиям, город (он же городской округ) Сочи делится на четыре внушительные части — это Адлерский, Лазаревский, Хостинский и Центральный районы. Т. е. формально Лазаревское — это Сочи; Адлер, Лоо, Хоста или Кудепста — тоже Сочи.

Морской порт Сочи

До 1961-го года городом Сочи считался нынешний Центральный район. Его же и сейчас большинство жителей и туристов подразумевает под городом Сочи. А комплекс четырёх вышеуказанных районов называют Большим Сочи. Но это только в народе. Официально никакого Большого Сочи нет, только просто Сочи. Что жутко неудобно.

На практике. Предположим, садясь в автобус в Адлере, вы спрашиваете, едет ли он в Сочи? Вас все поймут правильно, подсказав нужную информацию, и уж точно не ответят, что вы и так находитесь в Сочи.

Чёрное море

Но если вы планируете съём жилья или бронируете столик в ресторане, то ситуация иная. Место, адрес которого в объявлении обозначен как «Сочи, улица такая-то», может оказаться в десятках километров от реального города. Здесь лучше лишний раз перестраховаться и найти интересующий объект на карте.

Далее в данной заметке (и возможных последующих) я буду придерживаться «народной» версии названий, если Сочи — это Центральный район, если Большой Сочи — это весь городской округ.

    Парочка полезных географических нюансов:
  • Аэропорт «Сочи» находится не в Сочи, а в Адлере. А вот железнодорожный вокзал «Сочи» — уже в Сочи. Но в Адлере тоже есть свой железнодорожный вокзал, причём неподалёку от аэропорта, называется он «Адлер».

  • Олимпийский парк Сочи находится в посёлке Сириус, который раньше входил в состав Большого Сочи, а теперь уже нет. Вокзал местный носит название «Имеретинский курорт», и это название вам будет встречаться гораздо чаще, чем Сириус.

Транспорт

Железнодорожный вокзал Адлера

Сразу же совет: обязательно скачайте на телефон последнюю версию приложения Яндекс карты (далее ЯК), включающую транспорт, и подключите/оплатите мобильный интернет на время поездки, чтобы за этим транспортом можно было следить. [Вероятно, подойдёт и 2gis, но я этой программой уже лет 10 не пользуюсь; не знаю как она сейчас в работе.] Это сэкономит вам много нервов, времени и, возможно, денег. Дальше объясню почему.

В Большом Сочи основных видов транспорта два — автобусы с маршрутками, которых много, и электрички или поезда, которых мало, но удобное расписание это компенсирует. Вроде бы, всё здорово, однако без ложки дёгтя не обошлось.

Маршрутов местных автобусов целая россыпь, и в них легко запутаться. На помощь придут ЯК или коммуникации с местными жителями. Расписание, обозначенное на остановках и даже продублированное в ЯК, соблюдается не всегда. Какой-то рейс может просто не прийти, а за ним не прийти ещё один, что довольно критично на отдалённых от центра маршрутах, особенно рано утром или поздно вечером.

Помогут ЯК, позволяющие следить за транспортом в реальном времени, и, соответственно, если автобуса на карте нет, не ждать его, а искать альтернативу. GPS-датчиками оборудованы не все маршруты, но, по моим наблюдениям, процентов девяносто.

Оплата проезда в автобусе

«Что будет, то и будет...»

За проезд в автобусах и маршрутках оплату принимает водитель. Вследствие чего вход в салон предполагается только через переднюю дверь. Платить можно наличными или безналом (картой, телефоном и пр.). За мои 15-20 поездок терминал оплаты не работал только один раз. В этом случае — или наличные, или обратно на остановку.

Людей в автобусах достаточно много. При входе будьте готовы, что банковскую карту у вас могут выхватить из рук, чтобы «прокомпостировать» и впоследствии отдать обратно. Иногда просто нет возможности это сделать самостоятельно.

Чеки, они же билеты, печатаются, но не выдаются на руки. Спустя какое-то время водитель отрывает весь этот моток бумаги и выбрасывает. Мне в руки вручили билет только дважды — на одном и том же маршруте 105С, который проходит аэропорт. Полагаю, можно попросить всё же «обилетить» себя при необходимости, но в таком случае скорее всего получите со своим билетом и весь остальной моток.

Стоимость проезда зависит от дальности поездки. По безналу на октябрь 2023 давали скидку 10%. Проезд по Адлеру стоил мне 32,4 рубля (36 рублей если платить наличными), поездка из Кудепсты в Сочи обошлась мне в 61,2 рубля (68 если наличными). На Красную Поляну из Адлера — в районе двухсот рублей и более (зависит от маршрута).

Учитывая, что билеты на руки всё равно не дают, можно смело хитрить, называя при входе одну из ближайших остановок, сориентироваться помогут ЯК. Отмечу, правда, что я жил в Кудепсте и ездил в основном по Адлеру. На маршрутах в Сочи, возможно, ситуация не такая очевидная.

Оплата за проезд в автобусе проводится не сразу, а когда кассовый терминал подключат в сеть. Это может случиться к вечеру, а может и на следующий день. Поэтому сразу же проконтролировать, списана ли правильная сумма, не получится. Разве что, у вас хорошее зрение и есть возможность взглянуть на экран терминала перед тем, как прикладывать к нему карту.

У меня в итоге лишь пара оплат вызвала небольшие вопросы. Но тут даже после получения выписки по карте проверить цену сложно, поскольку актуальную тарифную сетку по автобусам даже в интернете найти проблематично.

Можно ли в таком случае оплатить проезд картой, если на ней нет денег? Можно, но только до первого безуспешного запроса на фактическое списание. Потом данную карту заблокирует местная транспортная программа (не банк), и оплата проходить уже не будет.

Электрички и поезда

Внутри вокзал не так страшен

За скобками оставим плацкарт и туристические поезда, с ними всё понятно. Речь про Ласточки. Классических электричек в Большом Сочи нет.

Визуально ласточки-поезда от ласточек-электричек не отличаются. На вокзальном табло тоже каких-то различий не видно. При необходимости уточнить статус состава можно либо на вокзале, либо, например, на сайте РЖД (как делал я) — на электрички там оформить билет нельзя, но сами они в расписании присутствуют.

Зачем вообще отличать поезд-ласточку от ласточки-электрички? Самое существенное — купить билет на поезд можно только через кассы вокзала или интернет, не позднее чем за 15 минут до отправления. На электричку билеты есть и в кассах, и у кондукторов прямо перед посадкой у дверей вагона или даже внутри. Такой маленький неучтённый нюанс может стоить нескольких часов ожидания или даже загубленного дня.

В поезде рассадка по местам, по факту билетов может просто не быть, в электричках вместимость безлимитная.

Стоимость проезда примерно равная (сравнительно высокая, учитывая скромные расстояния), но на поезд всё же чуть выше. Для примера билет на электричку от станции Известия в Адлере до Розы Хутор обошёлся мне в 305 рублей, ехать 40 минут, 3 остановки. От Сочи до Хосты — 90 рублей, это 20 минут, 2 остановки.

«Любить иных тяжёлый крест...»

Ориентирование на местности и навигаторы

Если планируете пешие прогулки, навигатор на смартфоне пригодится однозначно. Но учитывая местную гео-специфику, нужно быть готовым, что путь порой будет проложен по обочине или весьма подозрительным «деревенским» закоулкам, где и дороги-то не различить.

Несколько раз Яндекс-навигатор предлагал мне перейти проезжую часть без светофора или зебры, а Organic Maps в ответ закладывал причудливые и продолжительные виражи на обход. В общем, «доверяй, но проверяй».

В целом пешеходные дороги в Адлере и окрестностях весьма неважнецкие. Удобная обувь для них будет очень кстати.

Фонтан у одного из санаториев

Перед поездкой в Сочи я думал, что в крайнем случае всегда смогу выйти к морю и прогуляться до Адлера или обратно пешком по пляжу, но так здесь не получается.

Частные пансионаты, санатории и гостиницы обильно оккупировали прибрежную зону, поставили заборы и шлагбаумы. В пределах центральных набережных (Адлера, Сочи, Имеретинского курорта) этого нет или присутствует сквозной проход, а вот далее уже свободно не погулять. Есть локальные выходы к морю, дорожки даже присутствуют, но рано или поздно натыкаешься на ограду и приходится идти назад.

Прочее

Цены на продукты

Перерыв на обед

Тут всё просто. Что в Сочи, что в окрестностях в обилии присутствуют супермаркеты Магнит, также есть Пятёрочки, Фикспрайсы, пару Перекрёстков видел. Цены в них как и везде по России, товары плюс-минус те же. Из фастфуда в наличии Бургеркинги, KFC, Вкусноиточки и пр.

Курортный сбор

Формально он есть, это 50 рублей за ночь проживания вне зависимости от сезонности. Причём не только в Большом Сочи, но и во всём Краснодарском крае.

Курортный сбор не входит в стоимость проживания. Взимает его объект размещения с обязательством предоставить соответствующий документ об оплате. Закон позволяет погасить курортный сбор в любой день проживания.

Это в теории... По факту я с данным сбором так и не столкнулся — ни в Адлере, ни в Краснодаре, хотя жил в гостиницах.

Закат на Чёрном море

Цены и информация актуальны на начало 2024 года. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий