Куршская коса, Балтийское море

Самостоятельная прогулка на гору Ай-Петри: Кореизская и Боткинская тропы

Город: 
Ай-Петри, жемчужина Крыма

Гора Ай-Петри — одна из самых ярких и интересных достопримечательностей Южного берега Крыма. Здесь путешественников ожидает живописный природный ландшафт, чистый горный воздух, тишина и покой, уникальные виды растений, завораживающие точки обзора как на Чёрное море, так и на города, окружающие Ай-Петри (Алупка, Мисхор, Ялта и др.).

Если и выбирать какие-нибудь обязательные пункты культурно-развлекательной программы в ходе посещения Крыма, то Ай-Петри определённо должно достаться одно из первых мест.

Гору на Южном берегу видно едва ли не отовсюду — поверни голову от Чёрного моря, и вот она — Ай-Петри, далёкая, прекрасная и манящая. С греческого название горы переводится как «Святой Пётр».

Высота Ай-Петри составляет 1234 метра. Много это или мало? Не Эверест, конечно, который возвышается аж на 8848 метров. Но он к нам и не близко. Лучше измерим Ай-Петри чем-то более доступным. Возьмём, например, обычный 20-этажный дом и поставим на него Останкинскую башню, а на неё ещё одну Останкинскую башню. И вот получится экзотическое сооружение сходное по высоте с горой Ай-Петри. А теперь представьте, какой оттуда вид открывается...

На Ай-Петри температура в среднем на 10 градусов ниже, чем в Ялте, и нередко бушует сильный ветер. Поэтому, едете вы или идёте к вершине, обязательно возьмите с собой тёплую одежду и/или ветровку, иначе рискуете заболеть или отбыть обратно несолоно хлебавши. Как пел Высоцкий, здесь вам не равнина, здесь климат иной.

Как добраться до Ай-Петри на транспорте?

Вопреки заголовку заметки, начнём с самых распространённых вариантов транспортировки себя на гору. Сразу стоит отметить, что и вагончик канатной дороги, и автомобиль частника доставляют туристов только до плато Ай-Петри, от него до вершины ещё придётся пройтись минут 15-30.

1) Канатная дорога "Мисхор - Ай-Петри"

Начальная станция канатной дороги в Мисхоре

Длина дороги составляет почти три километра, с учётом одной пересадки на промежуточной станции "Сосновый бор". Ехать всего 15 минут. Цена билета в один конец - 400 рублей (детям с 6 до 12 лет - 250 рублей).

Из Ялты к началу канатной дороги следуют автобусы №102 и №132, остановка "Канатная дорога". Можно добраться и от Воронцовского парка или Ласточкина гнезда на тех же автобусах, это удобно при ограниченном запасе времени, когда задача стоит - посмотреть всё за день, что вполне возможно. Хотя, я бы советовал так не делать, и уделить прогулке на Ай-Петри целый день, подробнее об этом ниже.

Время работы канатки: c 10 до 16 - на подъем; с 10 до 17 - на спуск. Без выходных. Однако канатная дорога может не функционировать из-за метеоусловий, это не такая уж и редкость. Поэтому если хочется прибыть на Ай-Петри именно таким путём, а за окном не пойми что, нелишним будет перед выходом уточнить работоспособность канатки - на официальном интернет-ресурсе и/или позвонить администраторам (телефоны есть на сайте). В зимний сезон канатная дорога может вовсе закрыться на профилактику, о чём проинформирует сайт.

Вход на посадку со стороны Ай-Петри: в купальнике не пустят

Мне по канатной дороге не довелось прокатиться из-за погодных условий, дальнейшие строки основаны на отзывах из различных источников.

В сезон посетители жалуются на большие очереди в кассу - как на подъём, так и на спуск, доходит до двух часов ожидания. Это и понятно, Ай-Петри - место популярное, а кабинки на канатке небольшие, человек на 40. Запускать их в большем количестве тоже нет возможности по техническим причинам.

Треугольник — это верхняя станция канатной дороги, жёлтенькая точка ниже — её вагончик

Стоит ли ожидание впечатлений? Тут мнения расходятся - у кого-то доступная визуальная панорама вызывает восторг, затмевающий очередь в кассу. Другие рецензенты сетуют на переизбыток людей в вагончике и духоту, а также на невозможность приемлемого обзора для всех пассажиров. Третьи сходятся на том, что один раз в любом случае прокатиться нужно, интересно, а вот второй уже не стоит. В плане экономии времени поездка выгодна только если не ждать посадки более 30 минут.

2) Частный легковой автотранспорт

Частники сосредотачиваются около кассы канатной дороги. Искать никого не надо, вам ещё на подходе много раз предложат "увлекательную поездку в горы".

Стоимость такая же, как и на канатке, 400 рублей [зимой, когда канатка не работает, ценник поднимается до 500 рублей]. Бонусом к поездке некоторые водители предлагают бесплатную экскурсионную программу и три остановки в интересных точках по пути к Ай-Петри, в частности у водопада Учан-Су. С одной стороны - это безусловный плюс, с другой - сковывающие лимиты времени, не дающие возможности прогуляться по достопримечательностям в своё удовольствие.

Ехать на машине 30-40 минут, если без остановок. Привлекательных пейзажей за окном практически не будет. Дорога приемлемая, есть кочки, но никаких "американских горок". Хотя, некоторые туристы жалуются именно на некачественную дорогу, а также на лихачей-водителей. Тут кому как повезёт.

В зимнее время из-за снежных заносов автомобильная дорога на Ай-Петри может быть перекрыта.

Чтобы попасть на гору по средствам частного извоза, не обязательно добираться в Мисхор до начала канатной дороги. В Ялте, например, возле автовокзала хватает криков "Ай-Петри, кому на Ай-Петри?".

Стоянка частников и личных автомобилей на плато Ай-Петри

В обратную сторону ситуация схожая - почти все таксисты концентрируются у канатной станции. Уехать можно практически в любой из близлежащих городов (Алупка, Ялта, Мисхор, Кореиз и т.д.) за те же 400 рублей. Мест хватает, машин хватает.

Upd. от октября 2019 года. Чтобы уехать как можно быстрее, не договаривайтесь с водителями у канатной станции, идите сразу к стоянке и смотрите — кто уже собирается отъезжать. Иначе можно и час прождать, кормясь обещаниями «уже скоро, уже скоро».

3) Личный автомобиль

Здесь всё понятно. Дорога есть. Стоянка есть. Ехать недолго. Единственное, о чём не стоит забывать, — если дело происходит в зимнее время, не каждая машина способна проехать наверх без цепей на колёсах, да и с ними не каждая.

4) Централизованная экскурсия

Об экскурсиях подробнее в конце заметки — в дополнении от 2018 года.

Прогулка к плато Ай-Петри

Если хотите от посещения Ай-Петри действительно запоминающегося приключения, отличных эмоций и потрясающих видов, на гору нужно идти пешком. Либо с горы. А в идеале - без транспорта проделать путь и туда, и обратно. Благо, широкое разнообразие различных пешеходных маршрутов позволяет не повторяться, и с не меньшим интересом забираться на Ай-Петри и во второй, и в третий раз.

Маршрутов много, отличаются они не только географической принадлежностью и окружающим ландшафтом, но и протяжённостью, и сложностью, и уклоном, и расчётным временем на подъём. Есть специально обозначенные туристические тропы, есть и безымянные тропинки, иногда позволяющие срезать путь, а иногда от него уводящие.

Тот самый дорожный указатель Конечная цель маршрута на первой половине пути всегда перед глазами

В ходе прогулки настоятельно советую иметь на смартфоне навигатор. Да, вдоль троп встречаются указатели, но не часто и заметны они не всегда. К тому же, лишняя программа на мобильном в любом случае рюкзак не оттянет. В который раз, говоря о Крыме, рекомендую программу Maps.me Organic Maps [от создателей Maps.me; последнее перекупили и в итоге испортили, его уже не рекомендую]. Она мало того, что отображает большинство тропинок, но и с успехом выстраивает по ним маршрут.

А ещё навигатор показывает не только горизонтальное расстояние между конечными точками пути, но и вертикальное (уклон дороги), что позволяет наиболее продуктивно распределить свои силы. Maps.me Organic Maps - бесплатная программа с минимумом рекламы, легко устанавливается на большинство современных телефонов, подключения к интернету не требует (только чтобы саму карту скачать). А вот карты от Яндекса или Гугла мало помогут при походе на Ай-Петри, большинства троп на них попросту нет.

Кореизская тропа: идти удобно и легко Указатель легко не заметить. Впрочем, здесь он особо и не нужен.

Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы пройти по туристическим тропам, сложно ли это? Нет, всё вполне доступно. Прогулкой за грибами, правда, этот поход тоже не назовёшь, но ничего сверхъестественного. На пути часто попадаются беседки, скамейки, удобно поваленные деревья и уютные камешки, на которых можно присесть и отдохнуть, попить водички, перекусить. Тут и там встречаются завораживающие виды на окрестности, любование которыми и фотографирование тоже добавляют свои минуты отдыха. В итоге двигаешься вперёд в охотку и даже лёгкая усталость необременительна и приятна.

В зависимости от выбранного маршрута, скорости, рюкзака за плечами, путь до плато Ай-Петри (там, где располагается верхняя станция канатной дороги) отнимет от 2-х до 4-х часов. Это в среднем. Имеет смысл планировать свою прогулку только в светлое время суток, иначе существенно увеличивается риск заблудиться.


Какую тропу выбрать - этого советовать не буду, поскольку у каждой есть свои привлекательные стороны, точки маршрута и особенности. Можно и к Ялте выйти, и к Алупке, и к Гаспре...

Как выбирал я - по географическому признаку (ближе к месту жительства/автобусной остановке) и по принципу "покороче", поскольку и время поджимало, и в подобных походах у меня опыта лишь на чуть (вдруг, заплутаю). Выбор пал на Кореизскую тропу. Как говорят путешественники, она самая сложная в плане уклона. Но и самая короткая.

Немного о моей прогулке по Кореизской тропе

Не совсем понятно - где именно начинается Кореизская тропа, навигатор показывает одно место, большая часть путешественников говорят о другом. Но разницы по сути немного. Обе точки начала Кореизской тропы - на Южнобережном шоссе: одна у автобусной остановки (Гаспра или Самота, название на картах различается), другая - на следующей (Кореиз). От Гаспры до плато идти чуть дальше.

Мой маршрут - от дорожного знака Альтернативная Кореизская тропа - через шлагбаум

Вышел из автобуса я на остановке Гаспра и направился к тропе, но тут меня смутил шлагбаум, её перегораживающий, и вывеска, запрещающая проход. Они там на постоянной основе. Людей, правда, вокруг нет, непонятно, кто будет штрафовать. А вдруг? В общем, поскольку автобус уже уехал, я отправился по шоссе до следующей остановки пешком.

Пройти или проехать остановку Кореиз сложно, ведь рядом располагается огромный дорожный знак, Кореизская тропа начинается в двух шагах от него. Весь путь можно условно разделить на две половины. Первая - до беседки с родником (на картах выше - красная точка), лёгкая прогулка по лесу: удобная широкая дорога длиной в 2 километра, уклон сравнительно небольшой (290 метров). Идёшь по ней и идёшь, а вершина Ай-Петри всё далеко, и думаешь: "Неужели я попаду наверх? Или там где-то лифт будет дальше?". Но нет, лифта не будет, будет вторая половина пути, посложнее.

По поводу родника - к своей досаде я на него не наткнулся, но, как впоследствии уверяли местные жители, он там точно есть [похоже, он даже на фото попал], равно как есть и ещё один повыше (его я тоже не встретил). А вот беседку не заметить не получится. Здесь можно комфортно отдохнуть: скамейка, спинка, стол, крыша над головой. Правда, это будет более актуально при спуске. При подъёме и устать-то к тому времени ещё не успеваешь. От беседки можно пойти прямо по довольно внушительному уклону, а можно свернуть направо и сделать небольшой крюк, дорога здесь будет длиннее, но полегче.

Беседка, отделяющая лёгкий отрезок пути от более сложного Короткий путь крутоват. Но на то они и горы.

Вторая условная половина Кореизской тропы - от беседки до плато Ай-Петри - длится 1,7 километра [если не делать крюк], а уклон увеличивается до 530 метров, что уже весьма ощутимо. Рекомендую до начала второго отрезка пути найти себе подходящую палку для дополнительной опоры, благо дефицита в них здесь не наблюдается. Да, уклон местами крут, но идти всё же комфортно. Тропа уже не широкая и чёткая, она не всегда различима, здесь может понадобиться gps-навигатор.

Виды окрестностей всё чаще и чаще будут стягивать на себя внимание и заставлять немного уйти с тропы в сторону, чтобы попасть на более привлекательную точку обзора. Тут важно не забывать смотреть себе под ноги. Каких-то серьёзных опасностей нет, но любители острых ощущений, конечно, найдут, как пощекотать себе нервы. Однако это вовсе не обязательно.

Кореизская тропа отчётливо видна, но не везде Как на ладони

За всеми этими красотами как-то и не замечаешь, что путь-то закончился, и вот ты уже на плато Ай-Петри, довольно улыбаешься, оглядывая впереди толпу туристов, приехавших на машине или по канатной дороге. Огромную часть интересного приключения они пропустили, а ты нет. Приятно же?

Отчётное время прохода по Кореизской тропе - 2 часа. У меня прогулка заняла на час больше, избыток - это фотографии, видео, отдых на втором отрезке пути едва ли не каждые 50 метров. Вообще, я шёл расслабленно и в своё удовольствие, за спиной меня отягощал лишь наполовину пустой 40-литровый рюкзачок. За весь путь мне повстречалось всего три человека: девушка-турист с огромным рюкзачищем (она до плато добралась на час позже меня) и два тренирующихся местных парня.

И вот уже тропинка становится менее комфортной Ай-Петри, уже почти наверху Ай-Петри в жёлтом цвете Дерево, похожее на указатель Стоять на краю боязно Метром далее пропасть Сосна-самолёт Причудливая форма скалы напоминает и черепашку, и краба Верхняя станция канатной дороги, путь к плато как-то неожиданно завершился

Не забудьте взять с собой в дорогу достаточное количество питьевой воды. Само собой нужна удобная обувь, одежда, ветровка, головной убор. В период активации клещей, не лишними будут соответствующие нормы безопасности: заправленная длинная одежда, спрей, повышенное внимание к себе, любимому.

Плато Ай-Петри и путь на вершину

Лотков осталось где-то с десяток Зелёный блин впереди - это дорога к зубцам Ай-Петри

Помимо станции канатной дороги на плато располагаются смотровые площадки, кафе, несколько торговых лотков с сувенирами, платный туалет, автомобильная стоянка и прогрессирующая стройка. Раньше здесь было гораздо больше и палаток, и кафе, и различных торгашей. Недавно площадку "почистили", теперь на плато пустовато, но и прилипал значительно меньше. Впрочем, вам обязательно (и не раз) предложат покататься на лошади или квадроцикле.

Что похвально, некоторые торговые точки здесь принимают к оплате банковские карты. Цены более-менее средние.

Пройдя вглубь плато 500-800 метров, можно попасть к пещерам, доступным для посещения, - Ялтинской, Трёхглазке и Геофизической. Вход платный - по 200 рублей за каждую, экскурсии прилагаются.

Если повернуться к канатной дороге спиной, то путь на вершину будет слева. Всего 700 метров по сравнительно комфортной широкой каменистой дороге с небольшим уклоном (62 метра). Здесь уже туристов немало, заблудиться практически невозможно, а удобная обувь по-прежнему обязательна.

Что наверху?

Огороженная триангуляционная вышка с российским флагом, по ней отсчитываются те самые 1234 метра. Да, вышка за заборчиком, но никому из желающих это не мешает перелезть его и пофотографироваться над пропастью: полшажочка назад, и пиши пропало. Впрочем, легко можно сфотографироваться и на менее опасном месте, разницы по фото всё равно никто не заметит.

Дорога местами каменистая А местами обыкновенная И где опять горизонт? Невинная прогулка по подвесному мостику на высоте более километра так и манит Мосты натянуты между зубцами Ай-Петри На этом приспособлении можно съехать вниз

Между зубцами Ай-Петри протянуты канатные дорожки, за 500 рублей по ним предлагается прогуляться. Со страховкой, конечно. А ещё можно съехать с вершины на плато на неком подобии тарзанки. Стоит это удовольствие 1000 рублей, но учтите - имеются ограничения по весу.

"Весь мир на ладони, ты счастлив и нем..." Ай-Петри

Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.
В горах моё сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах моё сердце, а сам я внизу!

Роберт Бёрнс

Дополнение от апреля 2018 года

В мартовской поездке по Крыму в 2018 году у меня в планах присутствовала прогулка на Ай-Петри, только уже другим маршрутом — через водопад Учан-Су; более длительным (10 км), но от этого и менее интенсивным. Перед поездкой, конечно, начались активные поиски в интернете — ходил ли кто на Ай-Петри в марте, какие сложности могут возникнуть в это время года, не опасно ли и пр. К сожалению, так ничего полезного мне найти и не удалось, разве что различные группы на просторах Вконтакта, предлагающие трансферы на гору.

Снег на плато Ай-Петри в середине марта Тропинка наверху Ай-Петри в хорошем состоянии (в марте)

Оказывается, зимой Ай-Петри весьма популярна у любителей сноуборда и лыж. Здесь имеется несколько весьма качественных спусков. Но да сейчас не о том. Насторожило меня достаточное для катания количество снега на горе в марте месяце. Ведь снег и сам по себе способен существенно утяжелить прогулку, а уж что говорить о насте и льде, которые в горах попросту опасны. И вот в таких условиях ни одного хоть более-менее подробного рассказа о прогулке на гору. Не будет его и от меня, поскольку у нас по разным причинам поход на Ай-Петри был заменён экскурсией, о которой подробнее ниже.

Но добавлю несколько наблюдений — в самом начале пути на Ай-Петри земля очень даже пригодна для комфортной прогулки, с подъёмом она становится более влажной, но не до кашеобразной степени, чтобы ноги в ней хлюпали, наверху всё вновь выглядит здорово. К 15 марта снег стаял почти весь, лишь на плато (и, возможно, на самой вершине) остались небольшие снежные островки (см. на фотографии). Температура при этом в течение ближайших дней колебалась на нулевой отметке (+/- 5°C), минус — ночью, плюс — днём. В общем, на первый взгляд вполне приемлемо для похода, сам бы, как минимум, рискнул попробовать, но никого не агитирую.

Экскурсия на Ай-Петри, или Долгая поездка в харчевню

Мы брали билеты на набережной Ялты, в одной из экскурсионных палаток. Насколько я понял, экскурсии на Ай-Петри (а возможно и в другие места) наборные, и все эти палатки и лоточки в различных частях города лишь посредники. Нам билет продала одна гражданка, она же ждала у палатки в день экскурсии, до маршрутки вела другая, а непосредственно сопровождающим и «экскурсоводом» выступал уже мужчина. Вероятно, как брат предположил, здесь очередная схема, чтобы не платить налоги и уйти от ответственности в случае чего. На руках нам даже билетов не оставили.

Что предлагают: 4-часовая экскурсия с несколькими остановками и интересным рассказом. Всё удовольствие обойдётся в 1000 рублей. Т.е. цена та же, что и у частников (зимой, напомню, они берут 500 рублей за дорогу в один конец), однако имеется какая-никакая гарантированная программа и времени вполне достаточно для осмотра, как мы предполагали: 1,5 часа на дорогу туда-обратно, 1 час на остановки по пути к плато и 1,5 часа на прогулку до вершины Ай-Петри и неспешное созерцание окрестностей. Минусом выглядела только маршрутка на 16 человек, полностью забитая, но зато не надо искать частника, договариваться с ним.

Панорама с горы Пендикюль Панорама с горы Пендикюль

Что получили:

  1. Для начала, сбор пассажиров. Некоторые, как и мы, сели в стартовой точке, другие подсаживались по городу, за третьими заезжали в пансионат Ливадии, что даже не по дороге. В обратную сторону картина повторилась. И вот так незаметно только из-за заборов/отвозов от 4 часов откололось около 40 минут.

  2. «Экскурсовод» по громкой связи большую часть пути озвучивал общие википедические факты о Ялте и окрестностях, о Крыме и его истории, вскользь (о счастье) касался и Ай-Петри. Информация на уровне «вот сосна, она большая и красивая»... Не буду далее упражняться в сарказме, просто отмечу, что «экскурсия» в данном случае и не экскурсия вовсе, скорее видимость или плохая имитация.

  3. Из плюсов надо отметить достойную работу водителя: он не гнал, не лихачил на дороге, не останавливался поздороваться со знакомыми. Транспортная часть поездки безусловно оставила приятные впечатления.

    Белогривые лошадки, что вы мчитесь без оглядки?
  4. Остановок во время экскурсии было 4 штуки. Первая — водопад Учан-Су, вторая — Серебряная беседка на горе Пендикюль, третья — плато Ай-Петри (где верхняя станция канатной дороги, путь на вершину и обзорные площадки), четвёртая остановка — другая часть плато (здесь располагаются кафе, а больше поблизости практически ничего и нет).

    А теперь самое смешное (или грустное?): первые три пункта программы в сумме заняли примерно столько же времени, сколько и четвёртый. Минут по 20-25 на каждую из достопримечательностей, а на покушать, конечно, едва ли не 1,5 часа. Причём не абы где, а в конкретном месте, подвезли прямо ко входу, а хозяин, конечно, уже был наготове. Нет, никто не принуждает идти в кафе и оставлять там деньги (цены, кстати, вполне невысокие), но «экскурсовод» сразу куда-то исчезает, а интересных объектов в округе практически нет. До вершины отсюда идти далековато, не факт, что успеешь обратно. В результате получаем потерянное время, о котором заранее никто не предупредил. Возле кафе разве что горным воздухом подышать получится.

    Обзор с Ай-Петри по-прежнему впечатляет Это Ялта (вид с плато Ай-Петри)

    Таким образом 4-часовая экскурсия на Ай-Петри вместила лишь 20 минут пребывания непосредственно на туристической части плато Ай-Петри (на вершину «экскурсовод» нас не повёл, ветер, мол), но зато 1,5 часа в харчевне.

  5. Едва ли не у каждой обзорной площадки «экскурсовод» предлагал всем желающим сделать фото на их телефон (бесплатно, конечно). В результате, этим он и занимался большую часть прогулочного времени, поскольку желающих хватало.

  6. В итоге экскурсия отняла 4,5 часа. Впечатления она оставила в основном негативные, особенно в сравнении с пешей прогулкой полугодовой давности, описанной выше. Если вам когда-нибудь в школе приходилось читать классические произведения в кратком изложении, то разница с оригиналом сопоставима. Даже при ограниченном количестве свободного времени советую не полениться и добраться до канатки (если она работает) или договориться с частником, благо предложений хватает не только на ключевых точках, но и в интернете.

Водопад Учан-Су

Водопад Учан-Су

Учан-Су с крымскотатарского переводится как «Летящая вода». Высота водопада составляет почти 1 километр. В начале весны, когда обильно тает снег, Учан-Су особенно примечателен и эффектен. Портят картину разве что множественные заграждения и какая-то длинная труба (похоже, водозабор).


Помимо обычной пешей прогулки добраться до водопада можно и другим бюджетным способом, безо всяких экскурсий или частников. До Учан-Су от автовокзала Ялты ходит обычный рейсовый автобус №30. Время отправления от автовокзала: 7-30, 8-40, 10-20, 12-00, 14-00, 15-40, 17-30. В обратную сторону: 7-50, 9-30, 11-10, 13-00, 14-50, 16-30, 18-15. Перед поездкой имеет смысл лишний раз уточнить расписание на вокзале.

Небольшой уклон туристу не помеха Со временем водопад превращается в реку Учан-Су, пронизывающую Ялту на пути к морю

Этот автобус позволяет не только полюбоваться на водопад без лишних затрат, но и существенно сократить пешеходный маршрут до Ай-Петри или обратно.

Дополнение от октября 2019 года. Боткинская тропа: самый лёгкий путь на Ай-Петри

Боткинская тропа начинается около водопада Учан-Су, неподалёку от остановки, к которой подвозит упомянутая выше маршрутка №30. Как минимум, это означает, что внушительная часть подъёма к вершине Ай-Петри у нас позади уже при старте.

Маршрутка №30

Расписание маршрутки №30 (актуально на октябрь 2019 года)

Маршрутка № 30 следует от автовокзала к водопаду Учан-Су практически через всю Ялту, т. ч., сориентировавшись с расписанием, попасть на неё труда не составит. Я садился неподалёку от хостела «Борода» на остановке Санаторий «Узбекистан», куда маршрутка прибывает через ≈ 20-30 минут после старта от автовокзала. Ещё через 10-15 минут она уже наверху у водопада.

Стоимость проезда 30 рублей. По поводу соблюдения расписания: некоторые туристы пишут, что они, мол, вечером возвращались, а обещанной маршрутки дождаться так и не смогли. В моём случае она уехала в обратную сторону на 4 минуты раньше срока; не так страшно, но всё же.

Плюс, маршрутка №30 может не остановиться забрать пассажиров, если она уже достаточно забита. А поскольку дневных рейсов всего несколько, имеет смысл держать наготове запасной план либо садиться непосредственно у автовокзала.

Боткинская тропа

Начало Боткинской тропы Начало Боткинской тропы

О названиях: в Мапс.ми Organic Maps предложенная тропа на начальном отрезке обозначается как Штангеевская, потом как Таракташская. Однако на местности у старта имеется информационная табличка с названием Боткинская, которого я и буду придерживаться.

Боткинская тропа — простая, живописная, удобная. Крутых уклонов, как на Кореизской тропе, здесь нет, а практически все среднего уровня подъёмы имеют в наличии как прямой путь наверх, так и альтернативный серпантин, превращающий и без того несложное испытание в даже несколько вальяжную прогулку.

Наблюдательная площадка в лучах утреннего солнца

Трудности у меня возникли несколько раз с ориентированием. Несмотря на то что тропа под ногами чёткая, явная и содержит указатели (немногочисленные), в некоторых местах встречаются неочевидные развилки.

Со всеми я разбирался довольно быстро. Даже если сворачивал не туда, вскоре понимал это и возвращался обратно, потратив впустую лишь каких-нибудь пару-тройку минут. Со всеми, кроме одной, о которой расскажу подробнее.

Лес в горах Водозабор 1904 года (чтобы к нему попасть от Боткинской тропы, придётся сделать небольшой крюк)

Где-то на исходе первой трети пути, ещё до горы Таракташ, я наткнулся на развилку: одна дорожка вела вверх к вершине Ай-Петри, а другая (поменьше) сворачивала в сторону и даже куда-то вниз. Мапс.ми здесь ничем не помог, поскольку показывал в данной точке только один вариант.

Я полез вверх. И чем дальше залезал, тем сложнее становилась тропа, приходилось даже карабкаться по скалам, задействуя обе руки и повышенное внимание. Когда я наконец уверился, что выбрал неправильный путь, прошло уже минут двадцать. И что делать — спускаться по непростому маршруту или искать пересечение наверху? Я выбрал второй вариант.

Цена неверного выбора — необходимость карабкаться по скалам

Карабкаться дальше для неподготовленного туриста, вроде меня, было уже не только сложно, но и опасно. Благо в сторону по направлению к Боткинской тропе я заметил совсем малюсенькую тропку, которая внушала некоторый оптимизм.

Она сквозь заросли привела меня на некую возвышенность, с которой при помощи навигатора я наконец обнаружил Боткинскую тропу, тянущуюся внизу на довольно-таки приличном расстоянии. Так что спускаться всё же пришлось, не по скалам, и на том спасибо.

Гора Таракташ Позади Ялта
Таракташ, Ялта, Чёрное море

В результате на эту развилку я потратил не только силы и нервы, но и лишний час времени. Впрочем, попав на Таракташ и при взгляде на открывающиеся с него великолепные горные пейзажи, я с лёгким сердцем позабыл о своей неудаче.

После Таракташа Боткинская тропа предлагает продолжительный, но всё ещё несложный подъём, после которого она выводит путешественников на плато Ай-Петри к кордону и посёлку Охотничье.

В начале плато Ай-Петри Здесь только и разговоров, что о море... Часть села Охотничье Автомобильный серпантин, ведущий в Ялту

Здесь, к слову, располагается бюджетный турприют, предлагающий ночлег за 400 рублей (ищите его Вконтакте). В нём я и сам планировал остановиться, но график в итоге не позволил.

От Охотничьего полчаса ходьбы до верхней станции канатной дороги. На пути к ней можно заглянуть в Ай-Петринские пещеры, сделав небольшой крюк.

Прогулка по этим мостикам запомнится надолго

Ещё полчаса отнимет подъём на вершину Ай-Петри, о которой я уже рассказывал выше. Добавлю только, что в этот раз я решил прогуляться за 500 рублей по канатным мостикам, протянутым между зубцами Ай-Петри. Впечатления остались самые захватывающие.

Также читайте и другие мои заметки о Крыме, в частности о наиболее интересных достопримечательностях Ялты и самостоятельной прогулке на Демерджи. Спасибо за внимание!

Комментарии

Спасибо за статью

Пожалуйста!

Вы не написали сколько по времени занимает подъем вместе со спуском пешком по тропам

Прямиком из текста выше:

В зависимости от выбранного маршрута, скорости, рюкзака за плечами, путь до плато Ай-Петри (там, где располагается верхняя станция канатной дороги) отнимет от 2-х до 4-х часов.

В оба конца, соответственно, 4-8 часов. До вершины и обратно — ещё 30-60 минут. Плюс нахождение на плато, вершине, любование видами. Если прогулка в удовольствие и не имеете прям хорошей физической подготовки, выходить стоит рано утром.

Да, большое спасибо. Очень помогает

Очень рад. Появятся вопросы — обращайтесь.

Спасибо за статью! Очень полезно и увлекательно!)

Пожалуйста)

Александр добрый день, а насколько Вы осведомлены об апостоле Андрее Первозванном и его просветительской путешествии по Крыму? Я осенью 2021 совершил автобусно - пешеходное путешествие от Керчи до Симферополя через Феодосию, Судак, Алушту, Партенит, Ялту, Гаспра, Балаклаву, Севастополь, Бахчисарай. За 12 дней посетил 10 монастырей и массу положительных эмоций. Надеюсь канечно же ещё ни раз пройтись по этим местам. Странно, что мало в Крыму туристическом уделяется внимания апостолу Андрею и истории Христианства на Руси. Может быть поделитесь своими знаниями в этом вопросе, или опытом походным в перечисленных направлениях. С уважением Евгений evseha@mail.ru.

Здравствуйте, Евгений!
Хороший маршрут, удобный. Я по похожему ездил, правда, в обратную сторону и без посещения монастырей. Ещё когда моста не было. Из Керчи потом на пароме уплыл. Далее автобусом до Краснодара.
Что касается походов, запомнившиеся моменты я в заметках на сайте отразил. Поэтому глобально на данный момент что-то новое вряд ли смогу добавить.

Добавить комментарий