В Крым и обратно: самолётом, паромом, автобусом и о транспорте в Крыму

В Крым и обратно: самолётом, паромом, автобусом и о транспорте в Крыму v. 2018

В Крым и обратно: самолётом, паромом, автобусом и о транспорте в Крыму

При планировании путешествия по Крыму я, конечно, изучил немало туристических отчётов, гидов, а также разнообразных порталов по Крымскому полуострову, появившихся на волне известных событий. Есть материалы полезные, есть излишне субъективные, встречается и откровенно рекламный мусор, только мешающий и путающий.

Забегая вперёд, полной интересующей меня информации по некоторым аспектам путешествия найти не удалось нигде. Например, о пароме "Порт Крым — Порт Кавказ". И я говорю не об автомобильном варианте переправы, а сугубо о пассажирском: что за автобусы ездят туда, какие обратно и по какому расписанию, где что находится, как купить билет на автобус после переправы и т.д. Пришлось всё испытывать на собственном примере, иногда в ущерб комфорту и времени, но раз уж назвался груздем...

Сначала предполагалось вместить все наблюдения по Крыму в одну заметку, но уже в первой части получилось многовато текста. Так что заметок будет две. Начнём непосредственно с вариантов прибытия в Крым и транспортного сообщения внутри полуострова. Вся информация в заметке основана на личном опыте в недавнем путешествии по Крыму. Возможны неточности. Исправления, дополнения и комментарии приветствуются. [А вот вторая заметка о мобильной связи в Крыму, банковских картах, жилье, ценах и пр.]

До Крыма и обратно самолётом

Пока не достроили автомобильный мост, самый бюджетный и удобный способ попасть в Крым — самолётом. Цены на билет из Москвы стартуют с 2000 рублей. Иногда по различным акциям проглядывают билеты и дешевле. В первый раз я летел за 2050 рублей компанией «Nordwind» из Шереметьево. Билет покупал накануне отлёта через сайт компании, что оказалось дешевле лучшего предложения по «Северному ветру» на Skyscanner. В продаже также несколько дней наблюдалось местечко за 1640 рублей от «Rossiya Airlines» с вылетом из Внуково, но с покупкой оного меня кто-то в итоге опередил.

Из Москвы в Крым отправляется много ночных авиарейсов, прибывающих в аэропорт Симферополя ранним утром или вовсе ночью. Бояться раннего прилёта не стоит, поскольку автобусы по самым разным направлениям - от Евпатории до Феодосии ходят и ночью. А первый троллейбус в Ялту выезжает от аэропорта аж в 4-40 утра. В общем, подождать если и придётся, то в тепле и недолго. На рейсы дальнего следования билеты продаются в кассе, если ехать лишь до Симферополя - оплата проезда у водителя.

Расписание троллейбусов от аэропорта до Ялты и Алушты

Важная информация по поводу общественного транспорта. Выходя из аэропорта вы попадаете на площадь с таксистами, газельками и прочими "подвезу за недорого". Автобусов/троллейбусов в поле зрения вроде как нет. В данном случае не смущайтесь и не поддавайтесь на уговоры подрыва бюджета поездки, а спокойно пройдите вперёд к зданию, обозначенному вывеской "Троллейбус Автобус". Оные представители общественного транспорта окажутся уже по ту сторону здания, а в нём самом находятся кассы и зал ожидания.

Аэропорт Симферополя На площади перед аэропортом в основном таксисты Если приглядеться, можно различить на здании надпись "Троллейбус Автобус", нам туда Автостанция аэропорта

Кассы у троллейбусов и автобусов разные. По цене троллейбус чуть дешевле, но идёт дольше, автобус незначительно дороже, но быстрее. Также автобусы в основном менее комфортны троллейбусов, зато более вариативны по маршрутам. Стоимость поездки на троллейбусе из аэропорта до железнодорожного вокзала Симферополя всего 14 рублей. На автобусе в данном случае будет примерно столько же. Разница в пару-тройку десятков рублей появится на более длительном маршруте. Ещё есть экспрессы, вот по ним различие в ценниках будет существеннее.

Домой с полуострова тоже дешевле добираться самолётом. Цена перелёта до Москвы стартует с тех же 2000 рублей, но бюджетных предложений уже поменьше и, соответственно, имеет смысл обилечиваться заранее, особенно с наступлением сезона. В мою сентябрьскую поездку получилось так, что обратные авиабилеты оставались только по ценам от 5000 рублей уже где-то за месяц до предполагаемого отправления, что недвусмысленно намекало на альтернативный вариант возвращения домой, о нём ниже.

Upd. Второй раз в Крым и обратно я уже добирался исключительно самолётом (в марте 2018 года), тем же «Северным ветром». Затраты по билетам составили 4950 рублей, тариф — "промо-эконом", т.е. без багажа и лишь 5 кг ручной клади (меня это нисколько не стеснило). Покупка опять же вышла дешевле через сайт авиакомпании, агентствам, насколько я понял, этот тариф вообще не предлагают. К перевозчику претензий никаких, ни задержек, ни переносов. Единственное — чуть опоздали с посадкой в Симферополе, но тут виной был туман.

Перелёт длится менее 3 часов, поэтому в эконом-классе здесь не кормят, но предлагают прохладительные напитки: воду, сок в ассортименте.

Керченская паромная переправа, автобусы и прочая информация

Удивительное обстоятельство: если вы автолюбитель, вам и море информации на официальном сайте переправы, и отдельное полезное приложение в Play Market'е. А вот индивидуальным путешественникам цену показали, и того с них довольно. Цена проезда на пароме - 150 рублей. Билет в кассе можно оплатить банковской картой.

Что ещё будет полезно нашему туристу - перед паромными кассами в порту Кавказ располагается банкомат Сбербанка. Последний из могикан. На территории Крыма, как известно, Сбербанк не представлен никак - ни отделениями, ни банкоматами.

Что касается парома в комбинации с автобусом, я выделю два варианта поездки в Крым (и/или обратно). Различие между ними такое: в одном случае вы покупаете билет на автобус, скажем, из Краснодара/Москвы/Ростова в Ялту/Севастополь/Феодосию и всю дорогу едете в/при этом автобусе, в т.ч. и на пароме (сюда же отнесу вариацию с "единым билетом"), другой случай - вы на автобусе добираетесь до переправы, самостоятельно минуете пролив на пароме, а далее на другом автобусе едете куда вам нужно. Со стороны основной России из крупных городов поблизости - Краснодар и Анапа. Со стороны Крыма рядом Керчь, от которого до переправы ходит обычный городской маршрут, о нём далее.

Общая схема в обоих случаях: автобус - паром - автобус - ж/д (или самолёт, или другой автобус). Верно и наоборот.

О железной дороге много говорить не буду. Выбирая из Анапы и Краснодара, ехать в Москву удобнее (и дешевле) из последнего, хоть он территориально и дальше от порта Кавказ. Бюджетный плацкарт Краснодар-Москва на октябрь 2017-го обойдётся в 1350 рублей, ехать чуть больше суток. Однако поездов не так много, мест, соответственно, тоже. Чтобы не рисковать, стоит купить билет заранее. С Анапой есть вариант попасть на экспресс Анапа-Москва №011 в 13-45, ценник на плацкарт здесь - 2200 рублей, ехать меньше суток, но билет надо брать ещё более заранее. В крайнем случае можно поехать в Москву из Краснодара транзитом через Ростов-на-Дону: дольше, но ненамного дороже.

Самостоятельный вариант

Пишу о пути из Керчи в Краснодар (кому нужно в обратную сторону - экстраполируйте). До порта Крым от автовокзала Керчи (ул. Ерёменко, 32) ходит автобус №1, ехать 35 минут (+/- поскольку это обычный рейсовый маршрут с остановками по городу), также до переправы едет маршрутка №18. Стоимость проезда на автобусе - 14 рублей. Рейсы довольно частые, едва ли не каждые 15 минут. Оплата водителю. По информации из интернета: автобус ходит с 6 до 23 (по другим данным - с 5 до 20). При мне автобус точно был в 7-45, равно как и маршрутка №18. Народу в салон по городу забивалось где-то на 75%, а до порта доехало всего человек 10. Остановку автобуса №1 на автовокзале найдёте без проблем, благо есть соответствующая вывеска. Маршрутка забирает пассажиров здесь же.

Автобус №1 до порта Крым Народу на автовокзале садится немного, по городу будет больше Маршрутка №18 останавливается там же, где и автобус №1

После выхода из автобуса - в кассы за билетом (везде указатели присутствуют), при покупке обязательно предъявить паспорт. Далее - на досмотр в здание по соседству: вещи на движущуюся полоску, телефоны вынуть и через рамку. Потом вперёд в зал ожидания. В оном я не обнаружил табло с информацией о прибывающих/отбывающих паромах, также я не услышал звукового оповещения о посадке. Только на улице какие-то сотрудники переправы сказали, что можно проходить на паром. Посему рекомендую в зале особо не рассиживаться, а пройти вперёд и самостоятельно следить за прибытием парома, после чего инициативно выйти на улицу. Паромы ходят где-то раз в полчаса. Подробное расписание есть на официальном сайте переправы. В точности оно к сожалению не соблюдается.

Порт внутри напоминает офисные помещения Барак слева - это зал ожидания Впрочем, вполне добротный В дальнем конце зала из окна будут видны прибывающие паромы Надпись, которая встречает на берегу, она же и провожает в дорогу Сначала разгрузка Потом приглашают зайти

На пароме плывём в закрытом от ветра помещении со сносными креслами, с окнами, торговыми лотками со всякой снедью, с бесплатным туалетом, есть даже небольшое кафе. В общем, вполне комфортно. Вот только общественного Wi-Fi нет. Плыть 25-40 минут. Пассажиров вместе со мной набралось человек 10-15, впоследствии к ним добавились ещё водители авто со своими спутниками, группа расширилась до 40 человек. А всего комната вмещает раз в 5 больше.

Кафе внутри парома Основной зал для пассажиров За окном по большей части ничего интересного Разве что чайки прямо-таки просятся на фото

Приплыли, идём по стрелочкам и зебре прямо до автобусной станции. А здесь незадачливого путешественника поджидает сюрприз, поскольку никакой автобусной станции у порта Кавказ нет. И автобусных касс нет. И никакого расписания нет. Только остановка со скамейками, придорожная кафешка (неожиданно уютная) и платный (?) туалет. И ещё, конечно, те самые десять пассажиров с парома да пара-тройка таксистов, куда ж без них. В кафе можно купить чай за 30 рублей и сидеть за столиком хоть до вечера, а можно и покушать - цены невысокие, ассортимент приемлемый.

Порт Кавказ. Идём по зебре и указателям В местном зале ожидания график движения паромов имеется Если верить Яндекс-картам, то это автостанция Неожиданно уютное кафе, таксисты и... вдалеке это не касса, а закрытая палатка (туалет слева в кадр не попал)

Не буду долго расписывать впечатления и пр. Только факты: проезд на такси до Краснодара - 1000-1300 рублей с человека, если вся машина загрузится. Расписание автобусов (так просто его не найти) до Краснодара и Анапы смотрите на сайте "Кубаньпассажиравтосервиса" или чуть ниже. По поводу актуальности. Я планировал попасть на автобус в 9-50, но из-за задержки парома оказался на остановке только в 10-00. Как мне сказали попутчики, автобус только отошёл. Следующий - в 13-55. И грустно, и смешно. Этот автобус точно есть, поскольку приехал на остановку он чуть ли не в 10-30, после чего просто стоял в сторонке. Водитель рейс на 13-55 подтвердил. Дорога до Краснодара затянется, как можно заметить, аж на 4,5 часа. Я этого рейса не дождался, уехав в 12-30. Автобуса в сторону Анапы на 12-50 мне застать тоже не довелось, то ли он неактуален, то ли приезжает ровно ко времени.

Автобус на Краснодар. Отправление почти через 4 часа
Расписание автобусов от порта Кавказ до Краснодара
Расписание автобусов от порта Кавказ до Анапы

Как я уехал в 12-30? Банальное везение. Умные люди вместо того, чтобы согреваться пирожками и чаем в кафе, ловили попутки напротив. Сам я этим никогда не занимался [и почему-то в предложенных обстоятельствах даже не подумал об этом]. А получилось следующее: вышел я из кафе прогуляться в сторону переправы, осмотреть скромные окрестности, возвращаюсь назад, смотрю - стоит на дороге автобус, кто-то заходит в него, спрашиваю "куда?", ответ "до Краснодара", сажусь. Оказалось, автобус шёл с рейса совершенно пустым, хорошие люди его застопили, водитель не отказался подработать, взяв пассажиров (тех, кто успел залезть). В результате - 500 рублей и 3,5 часа пути без остановок. Хорошим людям везёт, как говорится. Или как-то по-другому говорится, точно не помню.

Автовокзал в Краснодаре (тот, к которому прибывают автобусы из порта) располагается напротив железнодорожного вокзала, поэтому добраться далее до поезда труда не составит.

Вообще, путь этот несложный, просто надо выезжать с расписанием на руках, небольшим запасом по времени и не надеяться на авось (я, честно говоря, распознав на карте автостанцию, думал, что с автобусами проблем не возникнет - не этот, так другой подвернётся). По деньгам получается 550 или 650 рублей с носа за весь путь от Керчи до Краснодара.

N.B. Через порт Кавказ, разумеется, проходят и автобусы, описанные ниже, но с большой долей вероятности мест на дневные рейсы по факту не будет, и автобус просто проедет мимо. Чтобы гарантировать себе место в салоне, нужно заранее купить билет, что весьма неудобно. Напомню, что возле порта автобусных касс нет.

Автобус + паром: вариант "За ручку"

Теперь об альтернативном выборе, сулящем меньшие затраты нервов, но имеющем и свои недостатки. В первую очередь - расписание. Утренних рейсов, чтобы попасть в Краснодар днём, мне найти вообще не удалось, не считая одного 11-часового, прибывающего под вечер, билеты на который скупают как горячие пирожки. За день-два, конечно, свободных мест на него уже не будет. Прибывать в Краснодар ночью хорошо только если отправление по железной дороге подогнано под такое расписание. Ехать ночью - отличный вариант, но лишь для тех, у кого в автобусе получается хоть ненадолго отлучаться в царство Морфея. Второй минус - цена повыше, в районе 1000 рублей [насколько я знаю, билет на паром входит в стоимость, но это не 100%].

Пара слов о "едином билете" от РЖД. Приобретается вместе с билетом на поезд исключительно с 30 апреля по 30 сентября. Цена по тому же маршруту Краснодар-Керчь в 2017 году составила всего 560 рублей (включая паром). Главный минус "единого билета" - это железная привязка к конкретному поезду. Второй минус - пересадки: на одном автобусе едете до порта, вылезаете, переправляетесь на пароме, далее добро пожаловать с вещами уже на другой автобус. При наличии внушительного багажа или детей это может быть неудобно, особенно в тёмное время суток.

Также в обоих случаях стоит иметь в виду, что паромная переправа может не работать из-за климатических условий. В ходе моей поездки перерыв в работе составил аж три дня. Автобус, конечно, отменят, а деньги вернут. Но где-то и жить надо всё это время, что-то кушать да и собственное расписание корректировать соответственно, так что следите за погодой.

Комбинирование вариантов с самолётом и паромом позволяет составить уникальный и удобный маршрут путешествия по всему Крыму.

О транспорте в Крыму

С транспортным сообщением на полуострове проблем нет. Транспорта много, разнообразие маршрутов наличествует. В основном это древние, морально устаревшие и уставшие автобусы, в них в летние месяцы очень жарко и душно. Говорят, в обозримом будущем их заменят. Внутри более-менее крупных городов также ходят маршрутки разной степени износа, встречаются и совсем новые. Кроме того на отрезке Симферополь—Ялта и по окрестностям работают красивые, удобные и комфортабельные троллейбусы.

Автобус до Бахчисарая, в предвкушении поездки

Но проблем с автобусами нет только в период с раннего утра до условного конца обеденного перерыва. Ближе к вечеру уже могут возникнуть сложности, особенно в удалённых от большой цивилизации уголках полуострова. Для примера — последний рейс из села Ходжа-Сала, расположенного у подножия Мангупа, уходит в Бахчисарай в 15-20, не успели — придётся воспользоваться попуткой, сравнительно дорогим такси или заночевать в селе. Либо же идти пешком до ближайшего «узлового» села, где автобусы заканчивают ходить несколько позже (например, 7 км до Терновки, чтобы в итоге уехать в Севастополь; здесь уже последний автобус отправляется в 19-05, подробнее об этом будет в заметке о Мангуп-Кале).

Наверняка, вы уже слышали о самом продолжительном троллейбусном маршруте в России - от аэропорта Симферополя до Ялты. Длится такая поездка более 3 часов. Кто-то советует прокатиться подобным образом в плане недорогой обзорной экскурсии (стоимость билета всего 138 рублей). Хорошему обзору в троллейбусах способствуют обширные оконные проёмы и чистые стёкла. Автобус, хоть и следует тем же маршрутом, проигрывает по всем параметрам, кроме скорости. Если, конечно, вам не посчастливится попасть на условно современный автобус, которые изредка всё же встречаются на просторах Крыма. Садиться советую слева — если едете из Симферополя, справа — если из Ялты.

Крымский троллейбус изнутри

О междугородних рейсах. В противовес российскому закону о необходимости предъявления паспорта для осуществления поездок дальнего следования, в Крыму его при оформлении билетов не требуют, исключение - если вы решите совершить вояж на Большую землю. Путешествия между близлежащими городами, например, Ялта и Алушта, осуществляются не только пригородными автобусами, но и обычными городскими, в зависимости от маршрута. Билеты, соответственно, в кассах приобретать не обязательно. Ловите нужный маршрут, платите водителю. Условно городские автобусы должны останавливаться [при наличии желающих войти или выйти] на каждой остановке.

Что-то подобное возможно и на рейсах дальнего следования, но регламентировано лишь на крупных станциях, а на обычных остановках всегда есть вариант, что водитель просто не остановится подобрать вас (много народу/плохое настроение/не заметил). Вечером это может сказаться довольно критичным обстоятельством.

Да, об электричках, равно как и поездах. Их в Крыму практически нет. Несколько рейсов в день. Из Симферополя - в Севастополь, Джанкой, Евпаторию. И обратно. До Керчи ничего не идёт. Дорога есть, а поездов нет. С год назад планировали запустить-таки состав, но, видимо, что-то не получилось. Если поедете на электричке из Симферополя в сторону Севастополя, советую садиться справа, пейзаж будет поинтереснее.

Электричка мало отличается от себе подобных на Большой земле Симферополь. Путей много, вокзал большой, а поезда практически не ходят Скромненький график отправлений/прибытий

Несмотря на недавнее повышение, цены на проезд в Крыму всё ещё приятно удивляют. Это касается как поездок по городу, так и междугороднего сообщения. Помимо уже озвученного, ещё несколько примеров из блокнота.

Цены на проезд в 2017-2018 гг.

— Симферополь, троллейбус по городу — 14 рублей
— Симферополь—Ялта, автобус — 166 рублей
— Симферополь—Бахчисарай, автобус — 61 рубль
— Ялта—Аэропорт Симферополя, автобус — 224 рубля
— Ялта, маршрутка по городу — 13 рублей
— Ялта—Алупка, автобус — 30 рублей
— Ласточкино гнездо—Ливадийский дворец(-Ялта), автобус — 25 рублей
— Ливадийский дворец-Ялта, автобус — 13 рублей
— Ялта, троллейбус по городу — 14 рублей
— Ялта—Севастополь, автобус — 132 рубля (во вторую поездку, в обратную сторону, вышло 182 рубля)
— Севастополь, паром — 20 рублей
— Севастополь—Балаклава, автобус — 20 рублей
— Севастополь—Бахчисарай, автобус — 74 рубля
— Бахчисарай, маршрутка — 12 рублей
— Бахчисарай—Баштановка, автобус — 16,20 рублей
— Бахчисарай—Симферополь, электричка — 46 рублей
— Симферополь—Керчь, автобус — 344 рубля

Пассажирский паром в Севастополе может быть таким Или таким. Цена проезда 20 рублей

В заключение: в Крыму на общественном транспорте можно уехать практически в любое место из любого места (не впадая в крайности, конечно). Из крупных городов вообще вопросов нет, а в более отдалённых закоулках на повестке дня всего лишь необходимая информация, расписание, логистический расчёт и иногда везение. Расписание по пригородным автобусам рекомендую смотреть на сайте "Госавтобуса", меня оно не подводило [однако, к сожалению, на этом сайте имеется расписание не по всем пунктам, особенно мелким]. Там же можно и электронный билет купить, но в данном случае это неудобно. Кредитки в кассах автовокзалов к оплате не принимаются.

И ещё, обратите внимание, что пригородный автобус, указанный в расписании, может задержаться из-за аварии на дороге или просто не прийти "потому что сломался". Если покупаете билеты по факту - на этот рейс вам их просто не продадут, а если купили заранее - в лучшем случае вас предупредят об отмене из динамиков. В худшем - опять же по факту, когда самостоятельно пойдёте на поиски своего рейса в кассу или к диспетчеру. Деньги вернут. "Только этого мало", - как писал Арсений Тарковский. Я из-за такой поломки в первую поездку лишился возможности посетить Мангуп-Кале, отменили единственный более-менее подходящий рейс.

Автовокзал Севастополя (тот, что рядом с железнодорожным вокзалом)

Такси

Очень редко пользуюсь в путешествиях услугами такси, но в последней поездке в Крым по некоторым причинам всё-таки пришлось несколько раз прокатиться. Цены на такси в Крыму сравнительно невысокие, расчёт обычно идёт за километраж плюс фиксированная сумма за подачу машины. Водители попадаются самые разношёрстные. Кто-то честно работает, кто-то пытается обмануть. Так что полностью расслабляться не стоит. Счётчик хорошо бы был постоянно на виду, а продвижение контролировалось вашим навигатором в телефоне. Как ни странно, даже самые популярные места паломничества туристов некоторым водителям «не знакомы» (может, и без кавычек).

По ценам получилось так. От места жительства до автовокзала Бахчисарая такси вышло в 150 рублей, что очень дорого, поскольку ехать менее 5 минут. В той же фирме (название которой я не записал, но которую нам порекомендовали в месте проживания) поездка до Качи-Кальона, который находится между сёлами Предущельное и Баштановка, оценивалась в 300 рублей.

Далее уже в новом месте проживания нам порекомендовали другое такси — «Ананас». С ним вышло от Баштановки (дальше Качи-Кальона) до Бахчисарая (магазина «Пуд») — 214 рублей, обратно — 200 рублей. Что называется, почувствуйте разницу. И водитель хороший попался.

Следующая поездка уже по маршруту Баштановка—Ходжа-Сала. Вызывали тот же «Ананас». Прошлый таксист прикинул нам примерную стоимость поездки в 350 рублей. Новый таксист начал как-то мутно — и на переднее сидение не садитесь, у него там бухгалтерия, и стоимость подачи сразу стал повышать (его, мол, не предупредили, куда ехать, а там другая цена). После созвона со своим оператором всё же убедился, что он не прав. Но счётчика перед глазами у нас не было. В итоге поездка обошлась аккурат в 500 рублей. По ощущениям — минимум сотню мы переплатили, но могу ошибаться.

Последнее такси брали в Балаклаве — от отеля на набережной до автовокзала Севастополя, того, что рядом с ж/д. Телефон подсказала местная жительница. Вышло в итоге где-то 200-250 рублей, точно уже не помню.

На этом пока всё. Информация обновлена и дополнена в марте 2018 года. В следующей заметке - о кредитных картах, магазинах, мобильной связи и прочих нюансах.
Спасибо за внимание!

Добавить комментарий